Вы здесь

Мониторинг законодательства Пермского края в целях выявления в нем положений, способствующих проявлению коррупции по состоянию на 03.12.2013

Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях реализации мер по правовому обеспечению противодействия коррупции в IV квартале 2013 года продолжилось формирование и совершенствование антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

В отчетном периоде на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы мер по противодействию коррупции:

1. 20.11.2013 Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе», к полномочиям которой отнесены: 

содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляет противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации;

противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также организациях, находящихся в ведении Службы.

Также принят ряд ведомственных нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции:

1. Приказ Минэкономразвития России от 02.09.2013 № 510 «Об утверждении перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством экономического развития Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

2. Приказ Ростуризма от 02.09.2013 № 271-Пр-13 «О порядке оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Федеральным агентством по туризму».

3. Приказ Росархива от 05.09.2013 № 37-к «Об утверждении перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Федеральным архивным агентством, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

4. Приказ Росархива от 05.09.2013 № 38-к «О Порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Федеральным архивным агентством, и работниками, замещающими эти должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

5. Приказ Росархива от 05.09.2013 № 39-к «Об утверждении Положения об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Федеральным архивным агентством, и работниками, замещающими эти должности».

6. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 разработаны «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

7.  Приказ Минприроды России от 09.09.2013 № 353 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

8. Приказ Минфина России от 11.09.2013 № 92н «Об утверждении Положения о комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов».

9. Приказ ВАС РФ от 11.09.2013 № 117, которым утверждено  «Положение о представлении судьями арбитражных судов Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

10. Приказ Госстроя от 16.09.2013 № 341/ГС «Об утверждении перечня должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

11. Приказ Росгидромета от 16.09.2013 № 485 «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

12. Приказ ФАС России от 19.09.2013 № 600/13 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению в Федеральной антимонопольной службе».

13. Приказ ФАС России от 19.09.2013 № 601/13 «Об утверждении порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной антимонопольной службой, и работниками, замещающими эти должности»

14. Приказ Россельхознадзора от 20.09.2013 № 471 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

15. Приказ Россельхознадзора от 20.09.2013 № 472 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

16. Приказ Росавиации от 07.10.2013 № 624 «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством воздушного транспорта, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

17. Приказ ФСТЭК России от 21.10.2013 № 126 «Об утверждении перечня функций ФСТЭК России, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции».

18. Приказ Росстандарта от 30.10.2013 № 1256 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства».

19. Приказ Минтруда России от 30.10.2013 № 617 «Об организации работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (вместе с «Порядком работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», утв. 23.10.2013), который вступит в силу с 01.01.2014.

20. Приказ Генпрокуратуры России от 20.11.2013 № 506 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора».

Отдельные вопросы в сфере противодействия коррупции являлись предметом рассмотрения высших судебных органов Российской Федерации:

Решение Верховного Суда РФ от 11.10.2013 № АКПИ13-760 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «а» пункта 2 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Приказом МЧС России от 22.03.2011 № 135».

Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1507-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

По данным федерального регистра в Пермском крае в отчетном периоде принято 5 нормативных правовых актов:

  1. Закон Пермского края от 11.11.2013 № 240-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в связи с принятием Закона Пермского края «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае и иных лиц их доходам».
  2. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1327-п «Об утверждении государственной программы «Совершенствование государственного управления». В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - 14.10.2013).
  3. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1328-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Обеспечение общественной безопасности Пермского края». В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - 14.10.2013).
  4. Указ губернатора Пермского края от 22.10.2013 № 117 «О рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими отдельные государственные должности Пермского края, ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».
  5. Указ губернатора Пермского края от 22.10.2013 № 118 «О Порядке рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения главами муниципальных образований Пермского края ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

 

До настоящего времени остаются нерешенными вопросы в сфере антикоррупционной экспертизы:

  1. Действующим законодательством необходимо закрепить  обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по даче мотивированного ответа на экспертное заключение территориального органа Минюста России по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы, а так же предусмотреть срок направления данного ответа. Отсутствие данной обязанности не позволяет рассматривать принимаемые территориальными управлениями меры как полноценный инструмент решения задач по обеспечению единства правового пространства и противодействию коррупции.
  2. Законодательно не урегулирован вопрос о порядке и правовых последствиях пересмотра выводов, изложенных в антикоррупционном заключении в связи с наличием оснований полагать, что выводы являются ошибочными. Приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» необходимо предусмотреть возможность пересмотра выводов, изложенных в экспертном заключении, по аналогии с правовой экспертизой.
  3. Одним из проблемных вопросов является отсутствие ряда классификаторов. Учитывая развитие и увеличение сфер законодательства, необходимо усовершенствование унификации банков данных правовой информации. Предлагаем внести в действующий классификатор правовых актов следующие изменения:

классификатор 010.140.000 «Правотворческая деятельность органов государственной власти» дополнить классификатором «Приведение правовых актов в соответствие с действующим законодательством» (что позволит отслеживать своевременное внесение изменений в нормативные акты субъекта Российской Федерации, в которых выявлены противоречия действующему законодательству при проведении правовой экспертизы; также данный классификатор необходим при регистрации принятых нормативных актов, приводящих в соответствие с действующим федеральным законодательством несколько нормативных актов субъекта Российской Федерации, отнесенных к различным сферам законодательства);

в классификаторах 190.020.040 «Правотворческая деятельность, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов» и 190.020.050 «Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» слово «юридическая» заменить словом «правовая», а также дополнить словом «антикоррупционная»;

раздел классификатора 160.000.000 «Безопасность и охрана правопорядка» дополнить классификатором «Противодействие коррупции».

  1. Антикоррупционная экспертиза проводится согласно методике, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Вместе с тем, методика предусматривает лишь проведение экспертизы каждой нормы в отдельности. Коррупциогенные факторы лишь перечислены, их содержание не раскрыто, что влечет различное толкование отдельных ее положений субъектами антикоррупционной экспертизы. Следовательно, отсутствие официальных разъяснений и малое количество судебной практики не способствует формированию единого подхода к проведению антикоррупционной экспертизы всеми субъектами проведения антикоррупционной экспертизы.

Исходя из этой же Методики, процесс проведения экспертизы понимается исключительно как анализ того нормативно-правового акта, который орган государственной власти представил для экспертизы. Таким образом, предмет антикоррупционной экспертизы ограничивается рамками одного правового акта.

Если же нормативный акт затрагивает многочисленные и разнородные правоотношения, затруднительным становится процесс выявления всей их совокупности, которые не всегда основаны на коррупциогенности правовых норм.

Кроме того, некоторые виды коррупциогенных факторов не включены в Методику. Например, наличие пробела в правовом регулировании (что может создать возможность произвольно толковать закон и может привести к коррупциогенным проявлениям), коллизия нормативных правовых актов (может создать возможность произвольного выбора нормы, подлежащей применению, что также может привести к коррупциогенным проявлениям).

Очевидно, что в сложившихся условиях сужения анализа до рамок отдельного правового акта, эффективность экспертизы коррупциогенности правовых норм представляется очень низкой. Сложность выявления всех регулируемых отношений, взаимосвязей и взаимного влияния социально-экономических явлений и участвующих в них лиц приводит к необходимости совершенствовать существующие и вырабатывать новые методы проведения антикоррупционных экспертиз.

  1. Организационные проблемы антикоррупционной экспертизы, связанные с отсутствием четко установленного механизма взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы и государственного органа-разработчика того или иного нормативно-правового акта. Антикоррупционные заключения Минюста и его территориальных органов в большинстве случаев носят рекомендательный характер, так как законодательно не закреплена обязанность органов государственной власти предоставлять мотивированный ответ на антикоррупционное заключение.

 

По данным федерального регистра в отчетном периоде выявлено 2 нормативных правовых акта Пермского края, которые содержат положения, способствующих проявлению коррупции:

1. Приказ Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края от 02.07.2012 № СЭД-47-04-40-50 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров» (в редакции приказов Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края от 14.09.2012 № СЭД-47-04-40-70, от 02.11.2012 № СЭД-47-04-40-95, приказов Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 07.10.2013 № СЭД-03-01-03-270, от 25.10.2013 № СЭД-03-01-03-295)

В Административном регламенте выявлены положения, содержащие коррупциогенный фактор, который предусмотрен подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Согласно абзацам первому и четвертому пункта 2.3 Административного регламента отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является результатом предоставления государственной услуги. При этом положением пункта 2.18 установлено, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют. Указанные положения Административного регламента создают возможность для свободного усмотрения должностного лица при принятии решения в приеме документов либо об отказе в их приеме.

В разделе V Административного регламента, которым установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также должностных лиц, государственных служащих Министерства, отсутствуют сроки регистрации и рассмотрения жалоб заявителей на решения и действия (бездействие) Министерства, а также должностных лиц, государственных служащих Министерства.

Экспертное заключение от 12.11.2013 № 90-15/2-1546/6 направлено в орган, принявший акт.

На момент проведения мониторинга ответ не поступил.

2.  Приказ Министерства социального развития Пермского края от 19.08.2008 № СЭД-33-01-00-23 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по опеке и попечительству».

В соответствии с положениями раздела III Административного регламента административные процедуры государственной функции, установленные данным разделом, осуществляются при обязательном предоставлении заявления установленной формы гражданином или юридическим лицом.

Учитывая заявительный характер обращения гражданин или юридических лиц исполнение государственной функции должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ), которым урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В нарушение требований части 2 статьи 12, статьи 14 Закона № 210-ФЗ в Административном регламенте отсутствуют разделы, устанавливающие:

1) стандарт предоставления государственной услуги, который предусматривает:

- наименование государственной услуги;

- наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

- результат предоставления государственной услуги;

- срок предоставления государственной услуги;

- правовые основания для предоставления государственной услуги;

- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;

- размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

- требования к помещениям, в которых предоставляются государственная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной услуги;

- показатели доступности и качества государственной услуги;

- иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме;

2) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

3) формы контроля за исполнением административного регламента;

4) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих в соответствии с требованиями главы 2.1 Закона № 210-ФЗ.

Экспертное заключение от 11.10.2013 № 90-15/2-1153/1 направлено в Правительство Пермского края. На момент проведения мониторинга ответ не поступил.

По данным федерального регистра на момент предыдущего мониторинга (по состоянию на 03.09.2013) в Пермском крае действовало 74 правовых акта в сфере противодействия коррупции (из них правоустанавливающих - 57, вносящих изменения и дополнения - 17).

На 03.12.2013 года (с учетом принятых в отчетном периоде) в Пермском крае действует 77 правовых актов в сфере противодействия коррупции (из них правоустанавливающих – 59, вносящих изменения и дополнения - 18).

По состоянию на 03.12.2013 коррупциогенные факторы выявлены в 136 актах, устранены – в 132 актах. В отчетном периоде коррупциогенные факторы выявлены в  2 актах, устранены – в 4 актах.

Наиболее часто встречающимися коррупциогенными факторами являются такие как широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), а также  юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

По всем актам, в которых были выявлены коррупциогенные факторы, приняты меры реагирования в форме направления экспертного заключения в орган, принявший акт, и прокуратуру Пермского края.

 

 

Дополнительная информация:

(Пермский край)

 

Количество НПА субъекта РФ (Пермского края), в которых выявлены положения, способствующие проявлению коррупции, на момент проведения предыдущего мониторинга

 

134

Количество НПА субъекта РФ (Пермского края), в которых выявлены положения, способствующие проявлению коррупции, на момент проведения мониторинга за отчетный период

 

136

Количество НПА субъекта РФ (Пермского края), в которых устранены положения, способствующие проявлению коррупции, на момент проведения мониторинга за отчетный период

 

132

 

 

14 января 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).