Вы здесь

Информация о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз за истекший период 2012 года

С 01.06.2012 проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края, а также действующих нормативных правовых актов органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, организовано в Управлении в соответствии с новым приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Правовая экспертиза проводится как на акты текущего периода, так и на акты прошлых лет, в которые вносятся изменения.

За отчетный период на правовую экспертизу поступило 3645 нормативных правовых актов, из них:

- законов – 193;

- иные акты законодательного (представительного) органа – 4;

- актов высшего должностного лица – 132;

- актов высшего органа исполнительной власти – 2052;

- актов иных органов исполнительной власти – 1250;

- иные акты – 14.

За аналогичный период 2011 года поступило 1164 нормативных правовых актов, что на 213 % меньше.

Всего за отчетный период проведено 3461 правовая экспертиза, из них:

- законов – 195;

- иные акты законодательного (представительного) органа – 4;

- актов высшего должностного лица – 132;

- актов высшего органа исполнительной власти – 1949;

- актов иных органов исполнительной власти – 1167;

- иных актов  – 14.

За аналогичный период 2011 года проведено 1167 правовых экспертиз, что на 196,5 % меньше.

По результатам проведенной правовой экспертизы даны заключения:

1. О соответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству – 3265 (на 209,4 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – 1055), из них 3241 – экспертиза первичная, 24 – повторная;

2. О выявленном несоответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству – 196 (на 75 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – 112), из них 171 – экспертиза первичная, 25 – повторная.

Выявлено 196 актов, несоответствующих Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству:

- законов – 21;

- актов высшего должностного лица – 7;

- актов высшего органа исполнительной власти – 12;

- актов иных органов исполнительной власти – 156;

Несоответствия выявлены в сферах:

- здравоохранения – 16нормативных правовых актов (1 закон, 15 актов иных органов исполнительной власти);

- образования - 6 нормативных правовых акта (1 закон, 1 акт высшего должностного лица,  4 акта иных органов исполнительной власти);

- установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления – 30 нормативных правовых актов (8 законов, 4 акта высшего должностного лица, 2 акта высшего органа исполнительной власти, 16 актов иных органов исполнительной власти);

- социальной защиты, включая социальное обеспечение – 79нормативных правовых актов (2 акта высшего органа исполнительной власти, 77 актов иных органов исполнительной власти);

- защиты прав и свобод человека и гражданина - 8 нормативных правовых актов (7 законов, 1 акт высшего органа исполнительной власти);

- защиты семьи, материнства, отцовства и детства – 13 нормативных правовых актов (13 актов иных органов исполнительной власти);

- лицензирования – 6 нормативных правовых актов (1 акт высшего органа исполнительной власти, 5 актов иных органов исполнительной власти);

- природопользования, охраны окружающей среды, охраны памятников истории и культуры – 8 нормативных правовых актов (1 акт высшего должностного лица, 7 актов иных органов исполнительной власти);

- хозяйственной деятельности - 6 нормативных правовых актов (1 акт высшего органа исполнительной власти, 5 актов иных органов исполнительной власти);

- культуры – 3 нормативный правовой акта (1 акт высшего органа исполнительной власти, 2 акта иных органов исполнительной власти);

- владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами – 5 актов (1 закон, 2 акта высшего органа исполнительной власти, 2 акт иных органов исполнительной власти);

- жилищной сфере – 4 нормативный правовой акта (1 закон, 1 акт высшего органа исполнительной власти, 2 акта иных органов исполнительной власти);

- лесного законодательства – 1 акт (акт высшего должностного лица);

- транспортного обслуживания – 8 актов (1 закон, 1 акт высшего органа исполнительной власти, 6 актов иных органов исполнительной власти);

- трудового законодательства – 3 акта (1 закон, 2 акта иных органов исполнительной власти).

Основными нарушениями федерального законодательства являются:

- ограничение прав и свобод граждан и организаций, гарантированных федеральным законодательством – 71 нормативных правовых актов (8 закона, 5 акта высшего должностного лица, 4 акта высшего органа исполнительной власти, 54 актов иных органов исполнительной власти);

- включение в нормативный правовой акт норм и положений, противоречащих либо искажающих смысл федерального законодательства – 119 нормативных правовых акта (12 законов, 2 акт высшего должностного лица, 8 акта высшего органа исполнительной власти, 97 акта иных органов исполнительной власти);

- принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу – 6нормативных правовых актов (1 закон, 5 акта иных органов исполнительной власти).

Причины нарушений федерального законодательства различны, в том числе это – несвоевременное реагирование региональных органов на изменения федерального законодательства, несовершенство федерального законодательства (наличие в нем пробелов и коллизий, отсутствие механизмов реализации тех или иных полномочий и четкого разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), региональное нормотворчество обладает опережающим характером по отношению к федеральному.

Экспертные заключения на нормативные правовые акты, в которых выявлены противоречия федеральному законодательству, направлены в органы государственной власти, принявшие данные нормативные правовые акты, и прокуратуру Пермского края для принятия мер по приведению их в соответствие с федеральным законодательством.

Из органов государственной власти Пермского края поступили в письменном виде ответы на 189 экспертных заключений, из прокуратуры Пермского края – на 44.

За отчетный период на основании экспертных заключений Управления органами государственной власти всего приведено в соответствие с действующим законодательством 56 нормативных правовых актов (на 6,6 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – 60), из них;

- путем внесения соответствующих изменений и дополнений – 45 актов (3 закона, 4 акта высшего должностного лица, 2 акта высшего органа исполнительной власти, 36 актов иных органов исполнительной власти);

- путем отмены или признания утратившими силу – 11 актов (1 акт высшего органа исполнительной власти, 10 акт иных органов исполнительной власти).

Управлением регулярно проводится работа по приведению в соответствие действующих нормативных правовых актов Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского края, в которых длительное время не устраняются нарушения федерального законодательства. При согласии органов государственной власти с выводами, изложенными в экспертных заключениях, соответствующие акты находятся на контроле; при несогласии – экспертные заключения направляются в прокуратуру Пермского края для принятия мер прокурорского реагирования, а также при несогласии органа государственной власти и прокуратуры с выводами экспертного заключения – в Главное управление Минюста России по Нижегородской области.

В декабре 2010 года между Управлением и прокуратурой Пермского края заключено Соглашение о порядке взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорных функций и обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.

В рамках Соглашения Управление в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с принятием органами государственной власти Пермского края незаконных нормативных правовых актов, направляет в прокуратуру Пермского края информацию об общем количестве экспертных заключений о несоответствии краевых нормативных  правовых актов Конституции Российской Федерации или федеральным законам; в том числе Земельному, Жилищному, Градостроительному кодексам Российской Федерации, Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и о количестве нормативных правовых актов, приведенных в соответствие с действующим законодательством по результатам рассмотрения экспертных заключений.

В свою очередь прокуратура Пермского края  направляет в Управление  копии актов прокурорского реагирования, принятых в отношении региональных нормативных правовых актов (протесты, представления, заявления в суд, судебные акты).

В рамках Соглашения от 25.11.2008 о взаимодействии Управления с Уральской транспортной прокуратурой стороны ежеквартально обмениваются информацией о выявленных несоответствиях Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края, регулирующих правоотношения в сфере деятельности железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Кроме того, распоряжением прокурора Пермского края от 30.12.2010 № 213/7-р создана Межведомственная рабочая группа по обеспечению соответствия правовых актов органов государственной власти края и местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, утверждено Положение о ней и ее состав. В состав указанной рабочей группы вошли представители прокуратуры края, Управления, Законодательного Собрания края, Администрации губернатора края, Аппарата Правительства края. В отчетном периоде проведено 2 заседания рабочей группы.

В  2012 году, в связи с изменением федерального законодательства и пересмотром выводов предыдущего экспертного заключения, проведено 49 повторных правовых экспертиз (на 4 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (47).

Характерными нарушениями явились: включение в нормативный правовой акт норм и положений, противоречащих либо искажающих смысл федерального законодательства; принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание акта с превышением полномочий, предоставленных данному органу.

 

В 2012 году Управлением проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 3416 нормативных правовых актов Пермского края, что на 205% больше по сравнению с 2011 годом (в 2011 году проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 1167 нормативных правовых актов), и в отношении 301 проекта нормативных правовых актов, что на 600% больше, чем в 2011 году (за 2011 год рассмотрено 43 проекта нормативных правовых актов).

В результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы выявлены в 25 нормативных правовых актах (в том числе в 1 указе губернатора; в 3 постановлениях Правительства; в 21 ведомственных приказах), что на 10,7 % меньше, чем за 2011 год (в 2011 году коррупциогенные факторы были выявлены в 28 нормативных правовых актах, в том числе в 1 Законе Пермского края; в 3 указах губернатора; в 3 постановлениях Правительства и в 21 ведомственном приказе).

Коррупциогенных факторов в указанных актах – 26, что на 35 % меньше чем за 2011 год (в 2011 году коррупциогенных факторов в указанных актах - 40).

При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов выявлено 7 коррупциогенных факторов в 4-х проектах что на 60 % меньше, чем за 2011 год (в 2011 году коррупциогенные факторы выявлены в 10 проектах нормативных правовых актов).

Перечень выявленных коррупциогенных факторов:

·                   широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решений, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления;

·                   выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления;

·                   отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

·                   наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Деятельность Управления в сфере противодействия коррупции способствует повышению качества нормативных правовых актов Пермского края. Замечания, указанные в антикоррупционных заключениях 2011 года, органами государственной власти Пермского края устранены, из указанных в 2012 году – устранено 11 замечаний.

Органами государственной власти Пермского края в адрес Управления за 2012 год были направлены 18 писем о согласии с выводами экспертов о содержании в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и 2 письма о несогласии с выводами экспертов.  

Причины несогласия органов государственной власти Пермского края с выводами Управления о наличии коррупциогенных факторов, а, следовательно, и причины их неустранения, связаны с неоднозначным пониманием содержания коррупциогенных факторов, изложенных в Методике проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96. Разногласия связаны с различным толкованием Методики, отсутствием официальных разъяснений и судебной практики.

09 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).