Вы здесь

Основные причины отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов

Подведены итоги 2017 года по регистрации уставов муниципальных образований.

В период с 01.01.2017 по 20.12.2017 на государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому находилось 53 устава муниципальных образований в новой редакции и 429 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, из них:

- прошли государственную регистрацию 21 устав в новой редакции и 281 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- даны заключения об отказе в государственной регистрации по 68 муниципальным правовым актам (из них 12 уставов в новой редакции, 56 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований);

- возвращено 72 муниципальных правовых акта (из них 15 уставов в новой редакции, 57 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований).

В 2017 году процент отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов по сравнению с 2016 годом увеличился на 257 %.

Основными причинами отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов муниципальных образований в 2017 году являются:

- закрепление в муниципальных правовых актах сельских поселений ссылки на Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), что противоречит части 1.1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которой запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, на депутатов сельских поселений данный запрет не распространяется;

- нарушение порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав (несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) 30-дневного срока между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав и датой его принятия);

- в уставе муниципального района за органами местного самоуправления закреплены полномочия принимать решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ, однако законодательством Российской Федерации не предусмотрено привлечение граждан к выполнению социально значимых работ в муниципальном районе;

- закрепление за муниципальным образованием права определять полномочия и обязанности губернатора Пермского края, сроки рассмотрения заявлений судебными органами, что противоречит частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции органа местного самоуправления;

- противоречие части 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах;

- неверное установление наименования главы муниципального образования, что противоречит абзацу 2 части 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 2 Закона Пермской области от 31.03.2005 № 2135-468 «Об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций в Пермском крае;

- в нарушение пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ и пункта 3 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ
«О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) не предоставлены на государственную регистрацию результаты публичных слушаний. Однако муниципальный правовой акт содержит положения, подлежащие вынесению на публичные слушания;

- в нарушение частей 3, 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, согласно которым муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предоставляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования, муниципальный правовой акт скреплен печатью местной администрации;

- согласно части 4 статьи 1 Федерального закона № 97-ФЗ регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования, в уставах предоставленных на государственную регистрацию не учтены последние изменения федерального законодательства;

- в муниципальном правовом акте муниципального района предусмотрено, что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения, что противоречит части 5 статьи 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» (далее - Закон Пермского края № 401-ПК). Так как согласно абзацу 8 части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, учитываемые в условиях конкурса, могут быт установлены законом субъекта Российской Федерации. Такие требования на региональном уровне закреплены в части 5 статьи 3 Закона Пермского края № 401-ПК;

- нарушение пункта 2 части 5 статьи 36 и части 5 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которым муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав должен быть подписан главой муниципального образования и председателем представительного органа муниципального образования.
В нарушение указанных требований федерального законодательства муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, представленный на государственную регистрацию, подписан только председателем представительного органа муниципального образования;

- нарушение порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав (принятие муниципального правового акта о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления при отсутствии необходимого кворума);

- противоречие части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. В нарушение требований федерального законодательства уставом не определено лицо, временно исполняющее полномочия главы муниципального образования;

- противоречие части 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В нарушение требований федерального законодательства не определены конкретные источники официального опубликования (обнародования), способ официального опубликования (обнародования), срок, в течение которого осуществляется официальное опубликование (обнародование);

- нарушение пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому уставом муниципального образования, в том числе, должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления. В нарушение требований статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не определен порядок формирования органа местного самоуправления;

Также основаниями для отказа послужили и другие нарушения действующего законодательства.

В соответствии с приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77«Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» Управлением за указанный период проведено 370 антикоррупционных экспертиз.

Коррупциогенные факторы за рассматриваемый период выявлены в
4 муниципальных правовых актах. Муниципальные правовые акты содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

25 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).